Навионик

Определись в пространстве!
Сегодня 23 октября 2017 г.

Просмотр статьи

Проход по ссылкам навигацииГлавнаяСтатьиПросмотр

Изучаем штатные навигационные системы.

17.02.2009, Просмотров: 7080

Все больше и больше автомобилей поставляются в Россию уже оснащенные штатной навигационной системой. Давайте оценим возможности систем Audi, BMW, Infiniti, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz, Porsche и Skoda. Есть еще «подсказчики» от Mitsubishi и Volvo, но к нам на тест они попасть не успели.

Как известно, пионером в области российской навигации является BMW. Именно на седанах 7 Series четыре года назад появилась первая электронная карта Москвы, разработанная фирмой TeleAtlas. Тогда навигация работала весьма посредственно: карта была устаревшей, а за пределами МКАД штурман оказывался и вовсе бессилен. 

Впрочем, прогресс на месте не стоит. Сейчас все навигаторы оснащены картами не только Москвы, но и Подмосковья, Санкт-Петербурга и основных федеральных магистралей. А кое-где имеются и карты крупных областных центров. В BMW есть и карты Европы. Но сейчас нас в первую очередь интересуют столица и область.

Европейские автопроизводители используют карты TeleAtlas, а азиатские -- NavTeq. И хотя изготовителей карт только два, все карты абсолютно разные. 

Штатные навигационные системы для России подразделяются на три группы. В первую входят полностью русифицированные навигаторы, у которых все надписи на карте и в меню управления отображены на русском языке, да и голосовые подсказки также даются на великом и могучем (такими оснащены, к примеру, Mercedes-Benz, Audi и Infiniti). Во второй группе находятся частично русифицированные системы. Здесь подсказки также русские, но надписи на карте и в меню отображаются латиницей (BMW, Land Rover и Lexus). И наконец, третья группа, объединившая системы, совершенно не знающие русского языка (Porsche и Skoda). Интересно, что в меню автомобилей двух последних групп любезно предусмотрена возможность выбора языка, и там есть почти все европейские языки... кроме русского. Не до конца, видно, уважают нашего покупателя.

И если вторую группу можно считать условно пригодной для наших соотечественников, то третьей смогут воспользоваться только те, кто с ходу поймет, что, например, U-Turn -- это разворот, а Roundabout -- круговое движение.

Все навигаторы являются неотъемлемой частью мультимедийной системы, и от нее в первую очередь зависит удобство управления. По этому критерию безусловными лидерами мы считаем автомобили, оснащенные сенсорными экранами (Infiniti, Land Rover, Lexus и Skoda). Почему? Все просто: вводить адрес, крутя в разные стороны и нажимая селекторы управления, слишком неудобно, запросто можно промахнуться. Гораздо проще пользоваться виртуальной клавиатурой, тыкая пальцем в необходимый символ. Забавная деталь: только Lexus не позволяет вводить адрес в движении, и только он предупреждает о необходимости соблюдения правил дорожного движения во время маршрута. Приятная забота о безопасности. 

Предикативным вводом слов (автоподстановка в процессе набора) оснащены навигационные системы всех автомобилей, но наиболее удобными являются полностью русифицированные системы, ведь набрать латиницей, например, улицу Красина нетрудно, а Шарикоподшипниковскую или Кржижановского? Хотя надо признать, что все названия отображаются в строгом соответствии с российским стандартом транслитерации. То есть Химки на карте будут не Himki, а Khimki, а Можайское шоссе - не Mojaiskoe, а Mozhaiskoe. Немного соригинальничал лишь Land Rover. Для него Теплый Стан - это Teplyy Stan, а не Teplyi, как положено. Само собой это касается и других названий, оканчивающихся на «ый».

Однако мы застоялись на месте. Проложим маршрут по городу. Например, от дома до работы, то есть с юго-запада на северо-восток столицы. Казалось бы, чего проще? Но скажем сразу: ни один из штатных навигаторов точно к цели вас не приведет. Парадокс? Нет, просто ни на одной карте нет домов, только улицы. Номер дома, конечно же, можно ввести, но без корпусов, дробей или номеров строений, то есть вас приведут примерно туда, где должен быть ваш объект. Однако примерно - понятие растяжимое. 

Хорошо, если нужный вам дом выходит прямо на улицу, а если нет? Здание нашей редакции, расположенное по адресу: улица Руставели, дом 12а, строение 2, находится во дворах. Даже пешком нас найти непросто, а уж на машине и подавно. И что же делают наши навигаторы? Всего лишь доводят до места, где, по их мнению, должен быть дом 12 по Руставели и сообщают, что место назначения находится справа или слева от нас. Меж тем в обозримом глазами пространстве ни одного дома с номером 12 нет и в помине. Дальше нужно либо бросать машину и идти искать пешком, либо спрашивать у прохожих.

При этом любое Personal Navigation Device (PND), которых сейчас на рынке пруд пруди, без труда приведет вас прямо к двери. Пару лет назад мы тестировали устройство Carmani CX-210 с картой GPS Pocket Pro Moscow. И оно прекрасно завело нас во дворик редакции через арку на улице Добролюбова. Да что там PND! Элементарный мобильный телефон с Интернетом и загруженными, к примеру, картами на «Яндексе» поможет сориентироваться во дворах лучше фирменного автомобильного навигатора.

Ладно, мы отвлеклись собственно от маршрута. Все штатные навигационные системы предложили нам несколько путей проезда. Обычно можно выбрать самый короткий или самый быстрый маршрут. Первый, это, как правило, через центр, а второй - через Третье транспортное кольцо. Слишком просто? Но ведь функции загрузки пробок в штатных навигаторах пока нет, поэтому компьютер и выбирает такие элементарные пути. Любой из нас, само собой, проедет по-другому, объехав наиболее сложные с точки зрения загруженности участки. 

И все-таки у каждой навигационной системы есть свои тонкости. На наш взгляд, оптимальный маршрут проложил Porsche. Этот автомобиль ведет по городу примерно так же, как ехали бы мы сами. Но, возможно, с каким-то другим маршрутом справился бы лучше другой штурман. Кстати, навигатор спортивных машин из Штутгарта оказался большим оригиналом. На его карте Москвы есть и улица Горького, и Колхозная площадь. Конечно, они отображаются и как Тверская и Сухаревская, но все же зачем? Для ностальгирующих?

Меньше всего нам понравились маршруты Lexus. Мало того, что прокладка пути самая незамысловатая, так еще и штурман периодически старается затянуть водителя в несуществующие повороты. Впрочем, с простыми поворотами справляются все штатные навигаторы, а как со сложными развязками, например, на Третьем кольце? При подъезде к развязкам на экране всех автомобилей либо возникает схема необходимого маневра, либо просто увеличивается масштаб карты, для того чтобы водитель мог понять, какой именно поворот ему нужен. Проблем со сложными перекрестками и развязками ни у кого не возникает.

Однако возникают они вроде бы на пустом месте. Каждый, кто хоть когда-либо поворачивал с Университетского проспекта на Ленинский при движении в сторону области, знает, что сначала нужно свернуть направо на маленькую дорожку-дублер, а затем метров через триста выехать уже непосредственно на Ленинский. Казалось бы, чего проще? Но про такой маневр знают только Audi, BMW и Infiniti. Остальные требуют повернуть налево в центр, а затем развернуться. Можно себе представить, сколько времени займут такие манипуляции в час пик.

Перенесемся в другую часть Университетского проспекта. Поворот направо в сторону метромоста. Здесь опять же нужно выехать на маленькую дорожку, а затем уже влиться в поток на Вернадского. Поворот просто направо - нарушение правил. И что же? Lexus рекомендует поворачивать именно так, хотя заранее предупреждает, что указание навигационной системы может противоречить ПДД. 

Есть и еще казусы. Поворот с улицы Обручева на улицу Волгина. Ничего особенного, просто Т-образный перекресток, регулируемый светофором. Но есть небольшой нюанс: на углу расположена АЗС. Многие, чтобы не стоять на стрелку, просто проезжают через заправку насквозь. Это не противоречит правилам дорожного движения, однако мешает клиентам, так как «нетерпеливые» часто создают пробку прямо на территории АЗС. Так вот, Infiniti и Skoda почему-то требуют поворачивать именно так.

Ну, в столице мы худо-бедно разберемся, как проехать. Посмотрим, на что способны наши подопечные в Подмосковье, ведь далеко не каждый хорошо знает, например, Долгопрудный, Балашиху или Подольск. Увы, более-менее не теряются в областных городах только немецкие автомобили и Land Rover. Остальные знают улицы, но вообще не знают домов. Обидно.

Да, с планами области лады не у всех. Например, Land Rover в Долгопрудном завел нас в тупик, а Mercedes при выезде из Москвы по Горьковскому шоссе показывал по сторонам лес, а на самом деле там несколько автодилеров (правда, непрофильных) и торговые центры.

Еще хуже дела обстоят с мелкими населенными пунктами - поселками городского типа и деревнями. Какие-то из них есть в навигаторах, а каких-то нет и в помине, хотя они существуют не одну сотню лет. Странно. 

База данных объектов (или Points of interest) -- один из козырей навигационных систем. Чего здесь только нет: рестораны, больницы, АЗС, автосервисы, развлекательные и торговые центры, достопримечательности и так далее. Но почему-то все данные старые. Ну, допустим, навигатор может не знать, что недавно все «Рамсторы» превратились в «Ашаны». Но почему же до сих пор все поголовно показывают давно несуществующую розничную сеть «Меркадо»? Или заправки «РуссНефть», которые скуплены «Лукойлом»? В представительствах автомобильных компаний нас уверяли, что карты и данные обновляются примерно раз в три месяца, но на деле это оказалось совсем не так.

Отдельно коснемся голосовых подсказок. Ясное дело, что по-английски все идеально, но не всегда понятно. А по-русски? По опыту мы знаем, что с русификацией автомобильных мультимедийных систем бывают проблемы. Увы, то же самое случилось и с голосовым гидом. Подсказки порой вносят сумятицу. Например, там, где нужно развернуться, Mercedes произносит: «Держитесь левее», хотя на экране показывает именно разворот. Ну, это еще ладно. Некоторые навигаторы страдают косноязычием. Вот Audi сообщает: «Через 300 м ехать прямо». Или Lexus: «Через 200 м диагональный поворот направо». Сразу и не сообразишь, о чем это они. Но больше всего поразил Land Rover, сказавший: «Через 500 м заедьте на круговое движение».

Есть у навигаторов и недочеты, связанные с погрешностью самой системы глобального позиционирования GPS. Из-за этого возникают забавные казусы. Допустим, вы едете по внутренней стороне Садового кольца от Новинского бульвара в сторону Цветного. Навигация предлагает вам перестроиться правее и выехать на площадь Маяковского. Вы решаете не следовать подсказкам и въезжаете в тоннель под Тверской. А навигатор этого не видит и, считая, что вы наверху, просит повернуть налево... 

Так что со знанием Москвы не все так гладко у наших подопечных. Давайте поставим всем зачет условно, ведь все восемь навигационных систем могут без труда провести вас по городу и приведут примерно в то место, куда вы хотите. К тому же стоит сделать скидку на то, что штатная навигация для России штука новая, а значит, сыроватая. Но когда все детские болезни пройдут, можно будет полноценно пользоваться навигацией в любом месте.

А пока мы можем выделить три марки, навигационные системы которых нам понравились больше всего: Audi, Mercedes-Benz и Infiniti. Во-первых, они полностью русифицированы, во-вторых, меньше других путаются в хитросплетениях московских улиц и, в-третьих, имеют немало полезных функций.

 

Антон Тебенихин