Навионик

Определись в пространстве!
Сегодня 23 октября 2017 г.

Просмотр статьи

Проход по ссылкам навигацииГлавнаяСтатьиПросмотр

Навигационно-картографические системы малых судов

24.10.2008, Просмотров: 9884
Современная электронно-картографическая система состоит из трех основных элементов - цифровых карт, записанных на каких-либо носителях, приемника GPS или ГЛОНАСС и картплоттера или компьютера с герметичным корпусом с соответствующим программным обеспечением.

Носители картографической информации

Как правило, для навигационной системы малого судна (картплоттера) носителями картогрфической информации являются мини-картриджи (
C-CARD, SD, miniSD). На них обычно записываются карты отдельных, наиболее посещаемых районов.

Существует несколько электронно-картографических систем, используемых для записи карт на картриджи - С-Мар NT, Navionics Nav-Charts™, Furuno MiniChart,
GARMINBlueChart и некоторые другие. Наибольшим покрытием Мирового Океана обладает коллекция картриджей С-Map. В ее состав входят электронные карты и отечественных водных районов судоходства - Финский залив, Ладожское и Онежское озера, р.Нева и р.Свирь, р.Волга от Подмосковья до Астрахани, нижнее течение р.Кама, Северный морской путь, Баренцево, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, акватории, прилегающие к дальневосточному побережью России. В дальнейшем разговор у нас пойдет об аппаратуре, работающей с электронными картами в формате C-Map NT.

Источниками данных электронных карт С-МАР являются официальные карты, производимые гидрографическими службами.


Картриджи C-Map NT производятся международной компанией С-МАР, входящей в мировой концерн BOE
ING, подразделение JEPPESENMARINE.

Один картографический картридж С-МАР NT включает в себя небольшой район плавания. Картриджи классифицируются по покрытию на Local (
L), Wide (W) и MegaWide (MW). Большинство картриджей С-МАР NT содержат портовую информацию и информацию о приливах и отливах, которая может быть выведена пользователем на дисплей плоттера.

Имея на борту судна картплоттер и необходимое количество картриджей, Вы с минимальными затратами обеспечите себе удобство и безопасность навигации.


При помощи специального программного обеспечения
PC-planerи специального пользовательского картриджа (USER C-Card) Вы можете на компьютере заранее составить маршрут следования, записать координаты любых точек (поворота, стоянки, рыбалки т.д.), которые могут понадобиться в походе.

PC Planner специально разработан для того, чтобы Вы могли использовать персональный компьютер (ПК) в качестве инструмента для навигационного планирования. Вы можете отобразить на экране дисплея ПК имеющиеся у Вас электронные карты с помощью картриджей C-MAP NТ, которые Вы используете непосредственно на борту судна. Функции PC Planer NT это просмотр карт, масштабирование, создание пользовательских отметок, планирование маршрута, просмотр пройденного пути. Каждая функция планирования на картографическом плоттере может быть так же легко реализована на Вашем компьютере.


Картографическая база данных NT проходит регулярную корректуру по извещениям мореплавателей. Новые выпуски базы данных NT производятся трижды в год. Пользователь может обновить утаревшую информацию или приобрести новые картриджи обратившись в наш офис.


Картплоттеры

Картплоттер - это функционально законченный прибор, содержащий в своем водонепроницаемом корпусе компьютер с заложенной на заводе-изготовителе программой, дисплей, клавиатуру для управления и слот для ввода картриджа. Антенны GPS могут быть как выносными так и встроенными. Также можно использовать сигнал внешних GPS. Обязательным элементом является порт для ввода-вывода информации в международном морском формате NMEA 0183.


Работа с картплоттером

Управление практически всеми картплоттерами осуществляется через меню, а также с помощью трекбола и функциональных клавиш. С помощью меню устанавливают необходимые настройки дисплея, трассы, единиц измерения, охранных зон и т.д., выбираются различные функции, создаются маршруты и путевые точки.


Работа с картплоттером начинается с выбора режима из меню, содержащего стандартный набор "страниц" (PAGES) - данные приемника GPS (координаты, курс и скорость), состояние сигналов от спутников, графические индикаторы отклонения от курса, несколько режимов работы с картой.


После включения прибора, как только его приемник GPS захватит сигналы спутников, на экране установится карта района нахождения судна, изображение которого будет располагаться в центре. Если на этот район есть картридж, то на экране будет отображаться подробная карта конкретного участка.


Использование курсора

Важную роль в работе с картплоттером играет курсор. С его помощью решается множество задач - измерение дальности и азимута до объектов, определение их координат, создание путевых точек и маршрутов, получение информации и многое другое.


Если в ходе плавания возникнет необходимость определения расстояние до какого-то объекта на карте (до какой-нибудь банки или вешки), достаточно навести перекрестие курсора на эту точку, и в информационном окне появятся ее координаты, а также дальность и направление относительно судна. Аналогичным образом с помощью курсора получают информацию об отмеченных на карте названиях островов, населенных пунктах, портах, о навигационной обстановке, глубинах и т.п.


Использование курсора значительно облегчает создание путевых точек и маршрутов - достаточно установить его на нужное место на электронной карте и нажать нужную клавишу.


Аналогичным образом создается маршрут, для чего назначается его номер, и на находящейся на экране карте курсором последовательно наносят точки, определяющие трассу движения судна. Результаты прокладки останутся на карте в виде ломаной линии, которую можно при подготовке и в ходе плавания корректировать путем перемещения, добавления или удаления точек курсором.


Полученные маршруты и составляющие их точки размещаются на специальных страницах в виде таблиц с координатами. Их можно переименовывать, присваивать символы (например, якорь, крест, рыбка и т.п.), изменять координаты, удалять.


Плавание по маршрутам

Под "плаванием по маршруту" будем понимать последовательное движение от точки к точке заранее спланированного и хранящегося в памяти маршрута с использованием технических и программных возможностей приборов, позволяющих контролировать отклонения судна от заданного направления.


Если маршрут создан заблаговременно и хранится в памяти прибора, то через меню входят в библиотеку маршрутов, находят нужный и активируют его, после чего на экране отобразится участок карты с проложенным маршрутом и картплоттер перейдет в режим навигации. При этом в окне данных появятся значения направления на первую путевую точку маршрута, дальность до нее, время в пути и время прибытия, а графические дисплеи будут показывать отклонения от истинного курса. По прибытии в первую точку прибор автоматически перейдет в режим движения к следующей точке и т.д., вплоть до прибытия к конечному пункту назначения. Приближение к точке на определенное расстояние может по желанию сопровождаться звуковым сигналом одновременно с появлением сообщения в информационном окне на экране.


Сервисные функции


База информационных данных

Каждый картплоттер содержит набор информационных данных, объем и содержание которого может быть различным в разных моделях. Часть информационной базы вводится при производстве приборов, а основная часть поступает вместе с электронной картой района.


Основную часть базы данных составляет навигационная информация, обязательно присутствующая в каждом картплоттере. Сюда входят сведения о глубинах, навигационных опасностях, навигационной обстановке, названия островов, заливов, портов и т.п. Такие данные обычно выводятся автоматически в информационное окно при наведение курсора на данный объект или, в некоторых моделях, при попадании отметки судна в установленную область около объекта.


Второй блок данных может содержать список портов и укрытий для данной карты с расстояниями до судна и направлениями на них, их характеристики (наличие телефона и телеграфа, больницы, нефтебазы, особенности акватории). Нередко список портов выстраивается по возрастанию расстояний до судна, что позволяет в случае необходимости быстро выбрать ближайшее укрытие.


Пользовательские функции

Под этим названием понимают набор самых разнообразных функций, облегчающих пользователю работу с картплоттером. В каждой модели прибора имеется свой набор функций, поэтому остановимся только на наиболее распространенных.


МОВ
("Человек за бортом"). Это одна из важнейших функций, позволяющая одним нажатием клавиши запомнить место упавшего за борт человека и перевести картплоттер в режим навигации на точку падения.

НОМЕ
. При прокладке маршрута или при просмотре карты с помощью курсора можно "потерять" отметку судна. Нажатием клавиши "НОМЕ" на экран быстро выводится участок карты, в центре которого находится судно и курсор.

Запись трасс
. При движении судна любой картплоттер обязательно записывает и сохраняет пройденную трассу. Наиболее сложные дорогие и приборы могут хранить несколько трасс вместе с их характерными особенностями и, при необходимости, воспроизводить их, корректировать и использовать для судовождения.

Навигационные алармы
. Эта функция позволяет вырабатывать сигналы тревоги (предупреждений) в случаях вхождения в установленную зону, при подходе к путевой точке маршрута, к навигационной опасности, при прохождении над местом, где глубина менее заданной, при дрейфе судна на якоре.

Каталоги карт
. Некоторые дорогие эхолоты нередко содержат в себе каталоги карт, позволяющие в плавании легко найти нужный картридж или заказать его. Каталоги карт могут быть как для конкретных районов, так и всемирный.

Эхолот
. Эта функция, имеющаяся в некоторых картплоттерах, позволяет считывать с карты текущие значения глубины и отбражать их одновременно с картой на экране в цифровой либо в графической форме.

Картплоттер, несомненно, удобнее бумажной карты - он не мнется, не рвется, не намокает, им легко пользоваться, у него более богатые информационные возможности. Картплоттер, по сути дела, это и карта, и лоция и циркуль, и линейка, и транспортир одновременно. Однако бумажная карта остается по настоящий день, наряду с вахтенным журналом, основным документом мореплавателя, по которым, при каких-либо авариях будут разбираться компетентные органы. Помните об этом!